Mеню

О правовом регулировании сервисов по заказу услуг такси.

 

Сервисы по заказу услуг такси – агрегаторы (от лат. aggregatio — «накопление»), которые представляют собой особую группу посредников. Они сводят исполнителей, оказывающими услуги такси, с потенциальными клиентами на основе своей интернет-платформы.

Для того чтобы лучше понимать роль и пределы ответственности агрегаторов в гражданском обороте, нужно знать, по каким правилам они работают. Агрегатор, это тот, кто собирает и группирует объекты, представляющие интерес для потребителей, и формирует из этих объектов самостоятельные категории. Услуги, которые оказывают агрегаторы, — это доступ к программам и сервисам на сайте, где представлено множество предложений в различных категориях и ценовых сегментах. Для пользователей же ценна сама возможность доступа к качественному и удобному сервису. Агрегаторы не осуществляют поиск клиентов, а используют IT-решения, позволяющие клиентам самим находить нужные товары и услуги.

Наибольшее распространение на практике получила схема работы агрегатора с использованием договора возмездного оказания услуг. В этом случае агрегатор не вмешивается в бизнес-процессы привлекаемых сторон. Он только сводит их друг с другом для заключения сделок, то есть выступает самостоятельной фигурой.

К такому соглашению применяются правила главы 39 ГК РФ о договоре возмездного оказания услуг с правом агрегатора установить в том числе и плату за отказ от своих услуг. Помимо предоставления своих услуг исполнителю, которому он помогает привлечь клиентов, агрегатор в ряде случае оказывает определенное содействие, но это не освобождает самого исполнителя от выполнения своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Агрегаторы, являясь информационными посредниками, по общему правилу не несут ответственности перед клиентами за качество и условия предоставления самих товаров и услуг, предлагаемых на их платформе. Если по условиям работы платформы ее посреднические услуги являются платными и клиент внес плату площадке, она вправе ее не возвращать и в том случае, когда клиент остался недоволен качеством оказанных ему услуг либо вовсе их не получил, поскольку свои услуги площадка клиенту оказала. В то же время клиент, заказывая услуги через агрегатора, не утрачивает возможность предъявления требований к непосредственным исполнителям, поскольку фактически в договорные правоотношения по поводу их предоставления он вступает именно с ними, а не с агрегатором.

Исполнители, сотрудничающие с агрегаторами, обязаны самостоятельно выполнять свои обязанности, а последние ответственности за их действия не несут, поскольку они лишь создают условия работы, но не берут на себя решение всех практических вопросов. Однако и сами агрегаторы могут не избежать ответственности. Некоторые агрегаторы подключают водителей к своим системам, дают им доступ к имеющимся заказам, распределяют заявки между ними, но не владеют информацией о наличии у них права на управление автомобилем, возможности по состоянию здоровья им управлять, о наличии лицензии на осуществление перевозок, а также о техническом состоянии используемого автомобиля. Ежедневно оценка такого состояния и медицинский контроль за водителями не осуществляются, учет рабочего времени и времени отдыха водителей не ведется. Исполняя полученный по различным каналам связи заказ путем передачи его водителю посредством используемого программного обеспечения, агрегатор не гарантирует безопасность перевозки и исполнимость данного заказа, что лишает потребителей транспортной услуги права на получение достоверной информации о ней, об исполнителе, который ее предоставляет.

Таким образом, наряду с водителями, которые могут осуществлять незаконные перевозки, агрегатор создает для этого дополнительные условия, тем самым участвуя в деятельности, создающей опасность для неопределенного круга потребителей, поскольку в нарушение ст. 7 Закона РФ 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» ущемляется их право на то, чтобы транспортная услуга была безопасна для их жизни, здоровья, окружающей среды, не причиняла вред их имуществу.

Напомним, что заказ легкового такси с использованием средств связи — это форма заключения договора фрахтования такси для осуществления перевозки пассажиров и багажа. Диспетчерская служба (служба заказа такси), принимающая заказ на легковое такси, обслуживаемое водителем, не являющимся индивидуальным предпринимателем, выступает в роли фрахтовщика, заключившего договор фрахтования посредством заказа, приобретает все права и обязанности фрахтовщика.