Mеню

Общественное питание: что важно знать?

 Порядок оказания услуг

Оказать услугу исполнитель обязан любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением ее заказать, на условиях, согласованных сторонами.

При этом исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей (запрет на нахождение в верхней одежде и другие пра-вила, не противоречащие законодательству РФ).

При входе в некоторые заведения общественного питания можно встретить объявле-ние о праве охраны отказать в посещении без объяснения причин. Это в свою очередь огра-ничивает права потребителей, ведь заведение обязано предоставлять свои услуги любому обратившемуся потребителю, причем условия должны быть одинаковы для всех. К тому же посетитель имеет право на получение всей необходимой информации, в т.ч. и по условиям прохода в заведение. Таким образом, формулировка «без объяснения причин» противоречит нормам закона. Информация должна быть полной и не должна носить дискриминирующий характер.

 Предварительный заказ столика

Во всех организациях общественного питания есть возможность осуществить предва-рительный заказ стола – Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные По-становление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 позволяют это сделать. Он может быть оформлен письменно, либо посредством телефонной, электронной или иной связи. Если за «бронирование» взимают деньги – это не противоречит законодательству, но впоследствии эта сумма должна быть зачтена в счет заказа.

Предварительный заказ оформляется документом, содержащим такие необходимые сведения, как: а) наименование исполнителя; б) ФИО потребителя; в) вид услуги, ее цена и условия оплаты; г) даты приема и исполнения заказа; д) условия выполнения услуги; е) от-ветственность сторон; ж) должность лица, ответственного за прием и оформление заказа; з) подпись лица, принявшего заказ; и) другие сведения.

Момент и способ оплаты услуг (предварительная, после отбора блюд, после приема пищи, с авансом или без него, наличный или безналичный расчет) определяется соглашени-ем сторон. При оплате заказа, потребителю должны выдать документ, подтверждающий вне-сение денег (кассовый чек, счет или другие).

 Право на отказ потребителя от услуг

Право потребителя на отказ от заказанной им услуги закреплено в ст. 32 Закона о за-щите прав потребителей №2300-1 от 07.02.1992г. При отказе от заказанной услуги потреби-тель обязан оплатить тому же ресторану фактически понесенные расходы, связанные с ис-полнением обязательств по договору.

Таким образом, при заключении договора об оказании услуг по организации и прове-дению банкетов, предприятия общественного питания не вправе включать в его текст усло-вие о том, что при отказе потребителя от данных услуг, внесенная сумма предоплаты возвра-ту не подлежит. Исполнитель имеет право претендовать ровно на ту сумму, которая покры-вает его фактические расходы в связи с исполнением данного договора. Причем все расходы должны быть подтверждены документально.

 Право потребителя взвесить блюдо

Исполнитель обязан предоставить потребителю возможность проверить объем (массу) предлагаемой ему продукции). Для проверки потребителем правильности меры и веса при-обретенного блюда на доступном месте должно быть установлено соответствующее измери-тельное оборудование (весы).

Нарушены права потребителя

При нарушении сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги по-требитель вправе по своему выбору: а) назначить исполнителю новый срок; б) потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу; в) отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

В случае обнаружения недостатков оказанной услуги, потребитель вправе по своему выбору потребовать: а) безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общепита; б) уменьшения цены оказанной услуги, включая продукцию общепи-та; в) безвозмездного повторного изготовления продукции общепита надлежащего качества.

Так, если в блюде были обнаружены посторонние предметы (например, насекомые, посторонние предметы), то потребитель вправе потребовать повторно бесплатно пригото-вить блюдо надлежащего качества в срок, предусмотренный договором об оказании услуги, который был не надлежаще исполнен (другими словами, в первоначально установленный срок).

Если еда просто приготовлена некачественно, то вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общественного питания (на-пример, разогреть, охладить, досолить, дожарить, доварить до готовности и т.д.).

Кроме всего прочего, потребитель вправе отказаться от исполнения договора об ока-зании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем.

Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Претензии к исполнителю услуг лучше всего оформлять письменно, в двух экземпля-рах, вручая один из них исполнителю под роспись (либо направляя по почте заказным пись-мом с уведомлением и описью вложения).