Mеню

Защита прав потребителей при оказании страховых слуг, как "сопутствующих" при предоставлении потребителю (заемщику) услуг по предоставлению кредита

Защита прав потребителей в сфере предоставления финансовых услуг имеет актуальное значение, так как данный сегмент экономической деятельности в настоящее время развивается и растет в связи с общим экономическим ростом страны.

Одним из самых актуальных нарушений прав потребителей на рынке предоставления кредитными организациями финансовых услуг, которое зачастую встречается в условиях кредитного договора, это страхование жизни и здоровья гражданина. В силу п. 2 ст. 935 Гражданского Кодекса Российской Федерации, обязанность страховать свою жизнь или здоровье может быть возложена на гражданина только по закону. Однако банки, обуславливая заключение кредитного договора обязательным заключением договора страхования, тем самым навязывают данную услугу, что ущемляет права потребителя в соответствии с законом.

Предметом договора страхования является установление прав и обязанностей сторон, связанных с предоставлением страховщиком страховой защиты имущественных интересов страхователя.

Страхователь по договору страхования – лицо, заключающее договор страхования и выплачивающее страховую премию;

Застрахованное лицо – лицо, чья жизнь и здоровье страхуются;

Выгодоприобретатель – лицо, получающее страховое возмещение.

Страховой случай – это реализованный в действительность страховой риск, и с возникновением страхового случая (события), предусмотренного договором страхования или законом, возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

Договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного государственного страхования. Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа либо вручения страховщиком (страховой организацией) страхователю (потребителю, застрахованному) на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.

В силу п. 1 ст. 16 Закона от 07.02.1992г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителей, по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Потребитель по услугам страхования вправе попросить показать лицензию на интересующий его вид страхования, а также вправе в соответствии со ст.ст. 10-12 вышеназванного Закона потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о страхователе, режиме его работы и реализуемых им услугах.

Согласно п. 1 Указания Банка России от 20.11.2015г. № 3854-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования" при осуществлении добровольного страхования страховщик должен предусмотреть условие о возврате страхователю уплаченной страховой премии в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение четырнадцати календарных дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.

Страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть, что в случае если страхователь отказался от договора добровольного страхования в срок, установленный п. 1 настоящего Указания, но после даты начала действия страхования, страховщик при возврате уплаченной страховой премии страхователю вправе удержать ее часть пропорционально сроку действия договора страхования, прошедшему с даты начала действия страхования до даты прекращения действия договора добровольного страхования.

Самыми распространенными случаями нарушений прав страхователя со стороны страховой компании является:

- занижение сумм выплаты или отказ в выплате страхового возмещения;

- задержка в выплатах возмещения.

Напоминаем потребителям, что в случае любых нарушений со стороны страховщика при оказании страховых услуг потребителю необходимо письменно обратиться в страховую компанию с соответствующим требованием. Претензия оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется страховой компании. В случае неудовлетворения требования потребителя в добровольном порядке, далее необходимо обращаться в суд.

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах напоминает потребителям, что получить ответы на вопросы, касающиеся защиты прав участников финансовых отношений и повышения уровня своей финансовой грамотности можно по телефону 8(81733)2-37-28 либо лично обратиться по адресу: 162130, Вологодская область, г. Сокол, ул. Набережная Свободы, д.38 (каб. 203, 204).