Mеню

Специальная оценка условий труда

Что такое «Специальная оценка условий труда (СОУТ)»?

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда». Данный документ принят для создания единого порядка оценки условий труда на рабочих местах и определения оснований для предоставления предусмотренных законодательством Российской Федерации гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда.

Специальная оценка условий труда (СОУТ, спецоценка) пришла на смену аттестации рабочих мест (АРМ). Данная процедура является единым комплексом мероприятий по выявлению потенциально вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса и оценке их уровня при воздействии на организм работника с учетом отклонения их фактических значений от нормативов, а также комплексного применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Проведение аттестации рабочих мест было предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации и являлось обязанностью работодателя и до 01.01.2014 года, но данное требование не выполнялось в полном объеме.

Законодательное обоснование обязательности проведения «Специальной оценки условий труда» (СОУТ).

До 2014 года обязанности работодателя по проведению аттестации рабочих мест определялись приказом Минздравсоцразвития от 26 апреля 2011 г. N 342н. В настоящее время основополагающими документами в области оценки условий труда являются ФЗ-426 от 28 декабря 2013 г. и ТК РФ.

Согласно ст. 212 ТК РФ Специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места работодателя, кроме надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ФЗ РФ от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» определяет: регулирование специальной оценки условий труда; специальная оценка условий труда; порядок проведения специальной оценки условий труда; организации, проводящие специальную оценку условий труда; эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда и другие процедурные вопросы специальной оценки условий труда.

Методику проведения специальной оценки условий труда регламентирует Приказ Министерства труда и соцзащиты от 24 января 2014 г. N 33н. Текст Приказа Минтруда и соцзащиты от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда»

В соответствии с законом о проведении спецоценки, до конца 2018 года фактическая оценка условий труда должна быть проведена практически на всех рабочих местах.

По данным областного Департамента труда и занятости населения, активнее всего специальную оценку условий труда проводили работодатели бюджетной сферы, что подтверждается сведениями, представленными организациями, оказывающими услуги по проведению спецоценки. Так, по информации Департамента образования области в 2014 и 2015 гг. спецоценка проведена в 523 организациях образования.

В соответствии с положениями закона о спецоценке ее проведение организует и финансирует работодатель, но самостоятельно проводить данную процедуру, согласно действующему законодательству, работодатель не может. Для этих целей обязательно привлекается сторонняя аккредитованная организация. Требования к организациям, уполномоченным проводить спецоценку условий труда, регламентированы статьей 19 Федерального закона о спецоценке. Реестр аккредитованных организаций размещен на официальном сайте Минтруда РФ. На сегодняшний день в данный реестр включены 9 организаций области.

Важно напомнить работодателям и об ответственности за нарушение законодательства о проведении спецоценки условий труда. С 1 января 2015 года за нарушение работодателем установленного порядка проведения или не проведение спецоценки установлена административная ответственность.

Штрафы за непроведение «Специальной оценки условий труда» (СОУТ).

С «01» января 2015г. в Кодекс об Административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) введены штрафные санкции за непроведение «Специальной оценки условий труда».

В соответствии со ст. 5.27.1., 19.5. КоАП РФ установлены следующие штрафы за нарушение законодательства о труде и об охране труда

Наименование правонарушения. Штрафные санкции

1. Нарушение работодателем установленного порядка проведения «Специальной оценки условий труда» на рабочих местах или ее непроведение:

Должностные лица: 5-10 тыс. руб.;

ИП: 5-10 тыс. руб.;

Юридическое лицо: 60-80 тыс. руб.

2. Повторное правонарушение работодателем установленного порядка проведения «Специальной оценки условий труда» на рабочих местах или ее непроведение. Должностные лица: 30-40 тыс. руб./ дисквалификация 1-3 года;

ИП: 30-40 тыс. руб./ административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

Юридическое лицо: 100-200 тыс. руб./ административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

3. Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Должностные лица: 30-50 тыс. руб./ дисквалификация 1-3 года;ИП: 30-50 тыс. руб.;Юридическое лицо: 100-200 тыс. руб.

 

Начальник отделения занятости населения И.Ю.Широкова